а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
(п. 1.5 введен Постановлением
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
1.6. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении правовых пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия правового акта более высокой юридической силы;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
(п. 1.6 введен Постановлением
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
1.7. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте правового акта и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
(п. 1.7 введен Постановлением
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
1.8. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии, то есть противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
(п. 1.8 введен Постановлением
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
2. Проведение антикоррупционной экспертизы
2.1. Под антикоррупционной экспертизой понимается деятельность специалистов, направленная на выявление в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
2.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат:
- проекты решений Магаданской городской Думы, подлежащих внесению на рассмотрение Магаданской городской Думы мэром города Магадана, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- проекты постановлений и распоряжений мэра города Магадана, постановлений мэрии города Магадана, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан и организаций;
- проекты иных муниципальных правовых актов по поручению мэра города Магадана.
2.3. В случае внесения изменений в проекты муниципальных правовых актов, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.
2.4. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Магаданской области по вопросам предотвращения коррупции.
(п. 2.4 в ред. Постановления
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.5. Лицо, осуществляющее экспертизу (далее - эксперт), обязано установить наличие или отсутствие всех, предусмотренных настоящим Положением коррупциогенных факторов в зависимости от вида проекта правового акта, направленного на экспертизу, характера регулируемых данным проектом общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных настоящим Положением.
(в ред. Постановления
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.6. Эксперт самостоятельно выбирает критерии оценки степени коррупциогенности проекта правового акта, указывая на избранные им критерии в своем заключении. При обосновании коррупциогенности отдельных норм проекта правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
(в ред. Постановления
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.7. В случае необходимости анализа иных правовых актов, а также материалов судебной или административной практики эксперт вправе запросить у органа, разработавшего проект муниципального правового акта, дополнительные материалы или информацию. В этом случае срок проведения экспертизы подлежит продлению.
3. Подготовка заключения по результатам
антикоррупционной экспертизы
3.1. Антикоррупционную экспертизу проектов муниципальных правовых актов проводит правовое управление мэрии города Магадана. Антикоррупционная экспертиза проводится одновременно с правовой экспертизой проекта правового акта, осуществляемой в процессе согласования проекта. Для проведения антикоррупционной экспертизы правовое управление мэрии города Магадана также направляет проекты муниципальных правовых актов в прокуратуру города Магадана.
(в ред. Постановления
мэрии г. Магадана от 04.03.2010 № 483)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3.2. Выводы по результатам антикоррупционной экспертизы могут включаться отдельным пунктом в правовое заключение либо оформляться в виде отдельного документа.
3.3. В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы в проекте правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, об этом указывается в правовом заключении либо делается отметка в листе согласования проекта.
3.4. В случае выявления в тексте проекта муниципального правового акта коррупциогенных факторов в заключении должен содержаться вывод о степени коррупциогенности проекта правового акта и использованных способах ее оценки.
3.5. В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы отражаются следующие сведения:
- дата и место подготовки заключения, данные об эксперте, проводящем экспертизу;
- основание для проведения экспертизы;
- сведения о проекте правового акта, проходящего экспертизу;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих разделов (статей, пунктов, подпунктов) проекта правового акта, в которых эти факторы выявлены;
- оценка степени коррупциогенности каждого фактора в отдельности и проекта правового акта в целом;
- предложения о способах ликвидации или нейтрализации коррупциогенных факторов.
3.6. По поручению мэра города Магадана антикоррупционная экспертиза конкретного проекта муниципального правового акта может быть проведена отдельно от процедуры согласования. В таком случае заключение в обязательном порядке оформляется в виде отдельного документа.
3.7. Принятые муниципальные правовые акты направляются организационно-контрольным отделом мэрии города Магадана для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру города Магадана в течение 7 дней после принятия.
(п. 3.7 введен Постановлением
мэрии г. Магадана от 04.03.2010 № 483)
4. Направление заключения о коррупциогенности проекта
муниципального правового акта
4.1. Заключение о коррупциогенности проекта муниципального правового акта направляется в орган или должностному лицу, разработавшему проект правового акта (ответственному исполнителю).
4.2. Заключение о коррупциогенности проекта правового акта вместе с проектом правового акта возвращается ответственному исполнителю для устранения замечаний.
4.3. После получения заключения ответственный исполнитель устраняет имеющиеся замечания либо высказывает по ним свое мотивированное несогласие.
4.4. В случае выявления в проекте правового акта коррупциогенных факторов, устранение которых из текста проекта невозможно или нецелесообразно, ответственный исполнитель должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
5. Участие общественных объединений, иных организаций
в проведении антикоррупционной экспертизы
5.1. Общественные объединения и иные организации вправе обратиться к мэру города Магадана с ходатайством о проведении антикоррупционной экспертизы вступившего в силу муниципального правового акта.
5.2. К ходатайству может быть приложено заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, самостоятельно проведенной общественным объединением, иной организацией.
(в ред. Постановления
мэрии г. Магадана от 27.03.2009 № 684)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5.3. Ходатайство рассматривается мэром города Магадана в 15-дневный срок со дня его поступления. В случае принятия решения о проведении антикоррупционной экспертизы она проводится в соответствии с настоящим Положением.
5.4. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы в обязательном порядке направляется общественному объединению, иной организации, направившей ходатайство о проведении экспертизы.