| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Магаданской областной Думы от 21.04.2009 № 1503
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТЫХ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ, А ТАКЖЕ ИХ ПРОЕКТОВ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Вступил в силу с 21 апреля 2009 года (пункт 3 данного документа)
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. № 1503
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОВ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНЯТЫХ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ, А ТАКЖЕ ИХ ПРОЕКТОВ
В целях организации деятельности Магаданской областной Думы по выявлению и устранению в законах Магаданской области и иных нормативных правовых актах, принятых Магаданской областной Думой, а также предупреждению включения в их проекты положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Магаданской области от 4 марта 2008 года № 979-ОЗ "О профилактике коррупции в Магаданской области" Магаданская областная Дума постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы законов Магаданской области и иных нормативных правовых актов, принятых Магаданской областной Думой, а также их проектов (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на председателя Магаданской областной Думы Александрова А.П.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Магаданской областной Думы
А.П.АЛЕКСАНДРОВ
Утверждено
Постановлением
Магаданской областной Думы
от 21 апреля 2009 года № 1503
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОВ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНЯТЫХ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ, А ТАКЖЕ ИХ ПРОЕКТОВ
I. Общие положения
1.1. Основной задачей применения настоящего Порядка является обеспечение проведения экспертизы законов Магаданской области и иных нормативных правовых актов, принятых Магаданской областной Думой (далее - областная Дума), а также их проектов (далее также - документы) в целях выявления и устранения в данных документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - антикоррупционная экспертиза).
1.2. В настоящем Порядке определяются правила выявления и предупреждения в документах коррупциогенных факторов.
II. Коррупциогенные факторы
2.1. Коррупциогенными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Магаданской области (далее - органы государственной власти), иных государственных органов Магаданской области (далее - иные государственные органы), государственных учреждений Магаданской области (далее - учреждения), органов местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления, выражаются:
а) в широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) в определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти, иными государственными органами, учреждениями, органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) в злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти, иными государственными органами, учреждениями, органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) в выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) в чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления, принявших первоначальный нормативный правовой акт;
ж) в принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) в заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствии законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) в юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в документе и выражаются:
а) в существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в документе нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) в отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти, иными государственными органами, учреждениями, органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) в отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) в отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
д) в отсутствии мер ответственности органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) в отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти, иными государственными органами, учреждениями, органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного;
ж) в нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупциогенного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления (их должностных лиц).
III. Основные правила проведения
антикоррупционной экспертизы
3.1. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:
а) документов, регулирующих правоотношения, непосредственно либо опосредованно затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности организаций, а также устанавливающих контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия органов государственной власти, иных государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления;
б) иных документов по поручению председателя областной Думы.
3.2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
3.3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
3.4. Антикоррупционная экспертиза проводится государственно-правовым управлением аппарата областной Думы по принятым областной Думой законам и иным нормативным правовым актам в рамках ревизии областного законодательства на предмет его соответствия федеральному законодательству. По проектам нормативных правовых актов, внесенных в областную Думу, антикоррупционная экспертиза проводится при подготовке правового заключения государственно-правового управления аппарата областной Думы (далее - правовое заключение) по поручению председателя областной Думы либо председателей постоянных депутатских комиссий областной Думы в сроки, установленные Регламентом областной Думы, Административным регламентом аппарата областной Думы.
3.5. При выявлении в документах коррупциогенных факторов в информации по результатам ревизии, правовом заключении отражаются все выявленные положения документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц документа и коррупциогенных факторов.
3.6. В информации по результатам ревизии, правовом заключении должны быть отражены возможные негативные последствия сохранения в документе выявленных коррупциогенных факторов, а также предложения по их устранению.
3.7. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Порядком к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в информации по результатам ревизии, правовом заключении.
3.8. При выявлении коррупциогенных факторов в результате проведения антикоррупционной экспертизы законов и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой, председатель областной Думы дает поручение ответственной постоянной депутатской комиссии областной Думы о подготовке проекта закона, иного нормативного правового акта, направленного на устранение коррупциогенных факторов, а в случаях, установленных федеральным и областным законодательством, обращается к губернатору Магаданской области с предложением выступить субъектом права законодательной инициативы по внесению в областную Думу соответствующего проекта закона Магаданской области.
Решение об устранении коррупциогенных факторов, выявленных при проведении антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, внесенных в областную Думу, принимается постоянной депутатской комиссией областной Думы и отражается в ее заключении.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|