Законодательство
Магаданская область

Магаданская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Решение Магаданской городской Думы от 12.08.2013 № 75-Д
"О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум города Магадана"

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Магадан", № 33(1258), 15.08.2013



МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. № 75-Д

О ВОПРОСЕ, ПРЕДЛАГАЕМОМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ
НА МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ ГОРОДА МАГАДАНА

Рассмотрев ходатайство о проведении референдума от 22 июля 2013 года № 28/88 инициативной группы Бюро Комитета Магаданского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", решение Избирательной комиссии муниципального образования "Город Магадан" от 22 июля 2013 года № 28/88 "О направлении в Магаданскую городскую Думу ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума", в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 6 Закона Магаданской области от 22 декабря 2006 года № 787-ОЗ "О местном референдуме", руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:
1. Признать предлагаемый на местный референдум города Магадана вопрос: "Считаете ли Вы, что решение Магаданской городской Думы "О внесении изменений в Устав муниципального образования "Город Магадан" № 30-Д от 8 апреля 2013 года в части, касающейся замены прямых выборов мэра города Магадана жителями города на избрание депутатами Магаданской городской Думы главы города Магадана и назначения им, на конкурсной основе, главы администрации городского округа - мэра города Магадана (пункты решения Думы от 8 апреля 2013 года № 30-Д с п. 1.3 по 1.25 включительно), подлежит отмене как противоречащее законным правам и интересам жителей города Магадана" не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции) по следующим основаниям.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии со статьей 1, определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
На основании пунктов 3, 6, 7 статьи 12 вышеназванного Федерального закона:
- на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения;
- вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации;
- вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Вопрос, предлагаемый к вынесению на местный референдум, не относится к вопросам местного значения.
Так, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона № 131-ФЗ) и статьей 7 Устава муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 26 августа 2005 года № 96-Д (в действующей редакции) (далее по тексту - Устав муниципального образования "Город Магадан"), определен круг вопросов местного значения городского округа.
При этом вопросы о порядке избрания главы администрации городского округа - мэра города Магадана, главы муниципального образования в указанные перечни не включены, что исключает отнесение вопроса, предлагаемого инициативной группой на местный референдум, к вопросам местного значения.
Также необходимо учесть, что установленный законодателем круг вопросов местного значения является исчерпывающим, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Вместе с тем, порядок избрания на должность главы муниципального образования городского округа и главы местной администрации определен следующими правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Устава муниципального образования "Город Магадан" глава муниципального образования "Город Магадан" избирается Магаданской городской Думой из своего состава.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 35.1 Устава муниципального образования "Город Магадан" мэром города Магадана является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности мэра города Магадана. Контракт с мэром города Магадана заключается на срок полномочий Магаданской городской Думы, принявшей решение о назначении лица на должность мэра (до дня начала работы Думы нового созыва), но не менее чем на два года. Мэр города Магадана в своей деятельности подотчетен и подконтролен Магаданской городской Думе. Лицо назначается на должность мэра города Магадана Магаданской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Решение о назначении мэра города Магадана принимается открытым голосованием большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов городской Думы.
Таким образом, вопрос, предлагаемый на референдум, противоречит пункту 3 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, инициативная группа полагает возможным вынести на местный референдум вопрос, принятие которого предполагает внесение изменений в Устав муниципального образования "Город Магадан".
В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Таким образом, законодатель определил круг вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (в данном случае - Магаданской городской Думы), к числу которых отнесена возможность внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования (в данном случае - устав муниципального образования "Город Магадан").
Данное обстоятельство исключает возможность внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования каким-либо иным способом, в том числе путем проведения референдума.
Поскольку без внесения изменений в Устав муниципального образования "Город Магадан" невозможно предусмотреть иной порядок избрания на должность главы муниципального образования и главы администрации городского округа - мэра города Магадана, а внесение изменений в Устав путем проведения референдума противоречит действующему законодательству, так как законодатель предусмотрел возможность определения структуры органов местного самоуправления на местном референдуме лишь на территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания образованного муниципального образования путем преобразования существующего (пункты 5, 6 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ), то вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует пункту 6 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 12 Федерального закона № 131-ФЗ пункт 7 отсутствует.
   ------------------------------------------------------------------

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона № 131-ФЗ вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Вместе с тем, вопрос, предлагаемый инициативной группой к вынесению на местный референдум, фактически содержит в себе несколько самостоятельных вопросов, а именно:
- "считаете ли Вы, что решение Магаданской городской Думы "О внесении изменений в Устав муниципального образования "Город Магадан" № 30-Д от 8 апреля 2013 года в части, касающейся замены прямых выборов мэра города Магадана жителями города на избрание депутатами Магаданской городской Думы Главы города Магадана подлежит отмене (пункты решения Думы № 30-Д от 08.04.2013 с п. 1.3 по 1.25 включительно) как противоречащее законным правам и интересам жителей города Магадана?";
- "считаете ли Вы, что решение Магаданской городской Думы "О внесении изменений в Устав муниципального образования "Город Магадан" № 30-Д от 8 апреля 2013 года в части, касающейся назначения Главой города Магадана на конкурсной основе главы администрации городского округа - мэра города Магадана подлежит отмене (пункты решения Думы № 30-Д от 08.04.2013 с п. 1.3 по 1.25 включительно) как противоречащее законным правам и интересам жителей города Магадана?".
Указанная формулировка не исключает возможность его множественного толкования, поскольку на него можно дать несколько ответов.
Кроме того, множественность толкования вопроса заключается еще и в том, что поставленный вопрос допускает два толкования: использование в нем словосочетания "подлежит отмене" может означать, что решение городской Думы № 30-Д в указанной части утрачивает силу после вынесения решения референдума или же оно должно быть во исполнение референдума признано утратившим силу решением городской Думы.
Между тем, практика применения статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит термин "отмена" как обозначение прекращения действия нормативного акта со дня его издания, что также свидетельствует о возможной вариационности ответа на поставленный вопрос.
Также словосочетание "как противоречащее законным правам и интересам жителей города Магадана" нарушает требования однозначности ответа, так как предлагает участникам референдума одновременно высказаться о судьбе самого решения и о мотивах такого решения.
Вместе с тем, неопределенность правовых последствий принятого решения заключается в том, что при принятии положительного решения (о том, что решение Магаданской городской Думы № 30-Д в указанной выше части подлежит отмене) возникает неопределенность, какими нормами регулируется положение главы муниципального образования и иных должностных лиц.
Теоретические разработки в области права и судебная практика показывают, что при отмене нормативных актов, которыми были изменены какие-либо нормы, действие последних автоматически не восстанавливается.
Следовательно, при отмене пунктов 1.3 - 1.25 решения Магаданской городской Думы № 30-Д, в Уставе муниципального образования "Город Магадан" будут отсутствовать нормы, устанавливающие порядок замещения должностей главы муниципального образования "Город Магадан", председателя городской Думы, главы местной администрации, что недопустимо в силу норм федерального законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, вопрос, предлагаемый инициативной группой на местный референдум, противоречит статье 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Копию настоящего решения направить в Избирательную комиссию муниципального образования "Город Магадан".
3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) в городских средствах массовой информации.

Глава муниципального образования
"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru