Законодательство
Магаданская область

Магаданская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2012 г. по делу № А37-84/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 13.04.2012 г
Арбитражный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Адаркиной Е.А., судей Липина В.В., Кушниренко А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бажутиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой"
к Департаменту цен и тарифов Администрации Магаданской области
о признании не действующими приказа № 47-1/э от 21.12.2011 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год",
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Миллер Д.В., заместитель управляющего по правовым вопросам, доверенность от 27.12.2011 без номера, Фуклева С.А., заместитель управляющего по экономике и финансам, доверенность от 27.12.2011 без номера;
и ответчика - Варфоломеева И.В., начальник, распоряжение от 07.06.2011 № 249-рк; Бурыкина Я.Н., заместитель начальника департамента - начальник отдела регулирования тарифов в энергетике, доверенность от 12.12.2011 № 2385, Тимофеева М.А., главный специалист, доверенность от 15.02.2012 № 325, Левченко С.А., главный специалист, доверенность от 16.03.2012 № 520;
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.04.2012 до 06.04.2012, с 06.04.2012 до 11.04.2012.

установил:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой" (далее Общество), обратился в суд с заявлением к Департаменту цен и тарифов Администрации Магаданской области (далее Департамент) о признании не действующими приказов № 47-1/э от 21.12.2011 и № 2-ЖКК/97 от 22.12.2011.
В последующем заявитель уточнил заявленные требования, указав на то, что просит признать недействующим приказ Департамента № 47-1/э от 21.12.2011 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год". Уточнение заявленных требование судом было принято.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что вышеуказанный нормативный правовой акт вынесен с нарушениями пунктов 2, 3 и 8 части 1 статьи 7, части 2 статьи 9, части 7 статьи 10, Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также Закон О теплоснабжении) и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители заявителя указали на то, что Обществом было предложено Департаменту включить в состав тарифа на тепловую энергию на 2012 год общехозяйственные расходы в сумме 37 908,4 тыс. руб. Заявителем были предоставлены обосновывающие расчеты и документы, подтверждающие размер указанных расходов. Департаментом данные затраты были приняты в размере 31 068,88 тыс. руб. (повышение к уровню 2011 года - 2,5%).
Согласно протоколу № 47-П от 21.12.2011 к приказу от 21.12.2011 № 47-1/э Департаментом было произведено индексирование указанной статьи расходов в связи с ограничением роста тарифа без экономического обоснования.
Из вышеуказанного, по мнению заявителя, следует, что Департаментом в нарушение положений части 2 статьи 9 Закона О теплоснабжении при принятии обжалуемого приказа для утверждения затрат применялись различные методы. Метод экономической обоснованности расходов применялся при утверждении большинства статей расходов, при утверждении размера общехозяйственных расходов ответчиком применен метод индексации установленных тарифов (к уровню тарифов 2011 года).
Ссылка Департамента в протоколе № 47-П от 21.12.2011 к приказу от 21.12.2011 № 47-1/э о том, что тариф не может быть принят с превышением максимальной величины роста тарифа на тепловую энергию, по мнению заявителя, является несостоятельной, поскольку в соответствии с положениями части 7 статьи 10 закона О теплоснабжении Департамент при утверждении тарифов на уровне выше максимального уровня в целом по региону в установленном законом порядке должен был обратиться в Федеральную службу по тарифам для установления тарифов на уровне выше максимального. Установление при необходимости для отдельного предприятия тарифов на уровне выше максимального не влечет одновременно превышение тарифов в целом по региону выше максимального уровня, так как параметры роста тарифов на тепловую энергию представляют собой усредненные показатели.
В связи с вышеизложенным размер общехозяйственных расходов утвержден Департаментом в сумме, не покрывающей полностью общехозяйственных расходов предприятия, что нарушает права Общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Кроме того, представители заявителя в судебном заседании указали на то, что Департаменту был предоставлен расчет расходов по статье "Фонд оплаты труда" в объеме 95 456, 21 тыс. руб. Указанная статья расходов Департаментом принята в размере 58 705,65 тыс. руб.
Не принятие ответчиком указанной статьи расходов в заявленном Обществом размере, по мнению заявителя, противоречит положению пункта 8 части 1 статьи 7 Закона О теплоснабжении, в соответствии с которым установлен принцип определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно пунктам 2.3 и 2.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы (действие продлено по 01.01.2014 Соглашением от 19.02.2010) (далее Отраслевое тарифное соглашение) с 01.01.2012 базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже 4 473 руб., размер оплаты труда определяется исходя из нормативной численности работников.
По мнению заявителя, принимая расходы по статье "Фонд оплаты труда" в размере 58 705,65 тыс. руб., Департаментом неверно определена нормативная численность работников и не учтена минимальная базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, установленная Отраслевым тарифным соглашением.
В Рекомендациях по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом от 22.03.1999 № 65 Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (далее Рекомендации по нормированию труда) предусмотрена только явочная численность работников в сутки либо смену, списочно - нормативная численность, по мнению заявителя, определяется на основании установленной явочной численности предприятием самостоятельно на основании положений трудового законодательства о нормах рабочего времени и времени отдыха. Примеры такого расчета указываются в Приложении № 1 Рекомендаций.
В соответствии с положениями статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации годовая норма рабочего времени на одного человека при 40-часовой рабочей неделе составляет 1 986 чел./часов. Для обеспечения непрерывного технологического процесса на предприятии необходимо 8 760 явочных часов в год (365х24), что составляет 4, 411 смен (8760ч/ч/1986 ч/ч).
Департамент предлагает выполнить тот же объем работы при трехсменном режиме, но при изменении количества смен Департаментом не увеличен коэффициент невыходов, что повлекло за собой неучтение предусмотренных законом выходных дней работников.
Общество полагает, что Департамент был обязан принять заявленные Обществом расходы в полном объеме как экономически обоснованные и установить тариф на тепловую энергию в заявленном Обществом размере, предварительно согласовав с ФСТ РФ установление тарифа на тепловую энергию на уровне выше максимального. Поскольку ответчиком заявленный Обществом экономически обоснованный тариф принят не был, Департаментом были нарушены принципы обеспечения экономической обоснованности расходов, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, определения размера средств, направляемых на оплату труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, установленные пунктами 2, 3 и 8 статьи 7 Закона О теплоснабжении.
Представители ответчика, заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и в дополнениях к нему. В частности в судебном заседании указали на то, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения Департаментом был применен метод экономически обоснованных расходов, при котором тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки предприятия и расчетного объема.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (далее Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее Правила госрегулирования тарифов).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 10 Правил госрегулирования тарифов расчет расходов и необходимой валовой выручки (НВВ) должен иметь экономическое обоснование с указанием применяемых норм и нормативов расчета. В соответствии со структурой статей затрат, учитываемых в НВВ "Общехозяйственные расходы" относятся к "прочим расходам" (подпункт 8 пункта 19 Основ ценообразования).
Общество в расчет тарифов на тепловую энергию на 2012 год по статье "Общехозяйственные расходы" планировало расходы в сумме 37908,4 тыс. руб. с ростом 125,07% относительно принятых.
При планировании отдельных статей затрат на 2012 год Обществом применялись индексы - дефляторы, рекомендованные Минэкономразвития России, к фактическим затратам, понесенным в 2010 году. По отдельным статьям затрат Обществом не были представлены договоры об оказании услуг (работ) либо представлены договоры с истекшим сроком действия, не представлены документы, подтверждающие обоснованность понесенных расходов в заявленном размере.
На основании изложенного, расходы, представленные Обществом в Департамент по статье "Общехозяйственные расходы", по мнению ответчика, не являются экономически обоснованными и не отражают фактические рыночные цены, так как торги, закупочные процедуры (конкурсы, аукционы), анализ рынка работ (услуг) либо другие доказательства, обоснованности расходов в указанных размерах, Обществом не проводились. Представленные оборотно-сальдовые ведомости за 2010 год подтверждают фактически понесенные расходы предприятия, документы, обосновывающие затраты в заявленных суммах, Департаменту не представлялись.
В случае отсутствия необходимых данных, предусмотренных пунктом 36 Основ ценообразования, регулирующий орган вправе использовать индексы в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации (далее ИПЦ).
В расчет тарифов на тепловую энергию на 2012 год на оплату труда основного производственного персонала (далее ОПП) Общество планирует расходы в сумме 95456,21 тыс.руб. с ростом 139,5% относительно принятых, из расчета среднемесячной заработной платы 36998,5 руб./чел. на 215 человек персонала.
При рассмотрении материалов Департаментом выявлено, что на протяжении нескольких лет фактическая численность ОПП предприятия постоянно ниже численности принятой в тарифе, при этом средняя заработная плата растет опережающими темпами, а фонд оплаты труда в полном объеме не осваивается. Указанное, по мнению ответчика, свидетельствует о завышении Обществом расходов по фонду оплаты труда и несоответствии критерию экономической обоснованности.
В соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников предусмотрена явочная численность рабочих в сутки или смену при продолжительности рабочей недели 40 часов с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени и продолжительностью одной смены рабочих, обслуживающих отопительные котельные и тепловые сети - 8 часов. Численность, указанная в Рекомендациях, рассчитана на 3-х сменный режим работы (24 часа: 8 часов).
С учетом перерасчета численности работников с изменением сменности, корректировки объемов обслуживаемых трубопроводов, добавлением численности рабочих, исключением из расчета численности по которой отсутствует обоснование расчета, с учетом коэффициента невыходов, предлагаемого предприятием - 1,206 нормативная списочная численность Общества составляет 180 человек (списочная численность работников = численность явочная х коэффициент невыходов).
Пунктом 27 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
При этом, при формировании оплаты труда персонала предприятий жилищно-коммунального комплекса Магаданской области, основными критериями являются финансово-экономические возможности региона и конкретного регулируемого предприятия, а также условие необходимости сдерживания роста тарифов на тепловую энергию в пределах, установленных ФСТ России.
На основании вышеизложенного, Департаментом приняты расходы на оплату труда ОПП предприятия на 2012 год в сумме 58705,65 тыс. руб., среднемесячной заработной платой 27178,54 руб./чел., численностью 180 чел, с увеличением со второго полугодия на ИПЦ 2012/2011- 105,1%, рекомендованный Минэкономразвития России от 19.09.2011.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования не правомерными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенного следует, что нормативный правовой акт может быть признан недействующим только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; нарушение этим актом прав и интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением, а также незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Вышеуказанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него частью 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой" с 16.02.1999 зарегистрирован в качестве юридического лица Мэрией г. Магадана (постановление № 394), 30.12.2009 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, государственный регистрационный номер 2094910111558, ИНН 4909075402, КПП 490901001. Основным видом фактически осуществляемой деятельности заявителя является производство тепловой энергии.
21.12.2011 Департаментом цен и тарифов Администрации Магаданской области издан приказ № 47-1/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год, которым установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества с календарной разбивкой согласно Приложениям к приказу 1-3: с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 2434,37 руб./Гкал; с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 2580,45 руб./Гкал; с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 2686,84 руб./Гкал.
Оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку затрагивает интересы неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Опубликован в издании "Магаданская правда", № 2 (20425) от 11.01.2012.


Возможность и необходимость государственного регулирования цен установлена пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу положения пункта 3 статьи 7 О теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (далее по тексту - ФСТ России) предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Администрации Магаданской области от 25.01.2007 № 12-па "О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области", пунктом 1.1 Положения о Департаменте цен и тарифов администрации Магаданской области, утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 20.11.2006 № 420-па, Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 3.2. указанного Положения о Департаменте, Департамент на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законов Магаданской области, нормативных правовых актов губернатора Магаданской области и администрации Магаданской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленных сферах деятельности, в частности решения по установлению регулируемых цен и тарифов, включая надбавки.
В силу пункта 3.3. Положения Департамент определяет методы регулирования цен и тарифов на товары и услуги регулируемых организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Магаданской области.
На основании и в порядке, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Магаданской области, устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 3.15 Положения).
При таких обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемый приказ от 21.12.2011 № 47-1/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год" издан уполномоченным органом и в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона О теплоснабжении, государственная политика при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется на основе определенных Законом принципов, в том числе, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2); определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно положениям части 1 и 2 статьи 9 Закона О теплоснабжении в процессе регулирования тарифов в сфере теплоснабжения может использоваться один из методов регулирования, предусмотренных частью 1 указанной статьи, в частности метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила государственного регулирования цен (тарифов) в сфере в сфере теплоснабжения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Довод представителей заявителя о том, что Департаментом в нарушение положений части 2 статьи 9 Закона О теплоснабжении при принятии обжалуемого приказа для утверждения затрат применялись различные методы, а именно, метод экономической обоснованности расходов применялся при утверждении большинства статей расходов, а при утверждении размера общехозяйственных расходов применен метод индексации установленных тарифов, не может быть принят судов во внимание, поскольку не подтверждается материалами дела.
В соответствии с представленными в материалы дела доказательствами Департаментом при регулировании тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год был применен метод экономически обоснованных расходов.
В силу пункта 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
При этом регулирующие органы при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 26 и 29 Основ ценообразования (расходы на топливо, на покупаемую электрическую энергию, на оплату услуг, организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ, на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, ведомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, расходы на служебные командировки, на обучение персонала, на страхование, за аренду имущества и иные прочие расходы) используют: 1) регулируемые государством тарифы (цены); 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; 3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Поскольку заявитель не представил в Департамент всех необходимых документов, обосновывающих целевое и эффективное расходование денежных средств в заявленном размере, Департамент правомерно применил при определении статьи "Общехозяйственные расходы" индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что Департамент был обязан запросить недостающие документы у Общества, не может быть принят судом во внимание, поскольку законодательно такая обязанность регулирующего органа не установлена.
Довод заявителя о том, что принимая расходы по статье "Фонд оплаты труда" в размере 58 705,65 тыс. руб., Департаментом неверно определена нормативная численность работников и не учтена минимальная базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, установленная Отраслевым тарифным соглашением, суд не может принять во внимание, поскольку он не подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона О теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется путем определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В судебном заседании установлено, что заявитель присоединился к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы. Соглашением от 19.02.2010 действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы продлено с 01.01.2011 до 01.01.2014.
В соответствии с пунктами 2.2 - 2.3 Отраслевого тарифного соглашения система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
Работодатели обеспечивают: а) оплату труда работников в соответствии с квалификацией, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда; б) тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих; в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, по согласованию с профсоюзными комитетами Организаций, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда; г) своевременное заключение коллективных договоров, совершенствование нормирования и условий труда.
С 1 января 2012 года базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже 4473 руб.
В силу пунктов 2.7 - 2.8 Отраслевого соглашения расходы работодателей на оплату труда работников и иные расходы, обусловленные трудовыми отношениями, для включения в тарифы формируются с учетом: а) расходов (средств) на оплату труда; б) иных расходов, связанных с производством и реализацией продукции и услуг; в) расходов, связанных с исполнением условий указанного соглашения; г) расходов, предусмотренных иными документами, регулирующими отношения между работодателями и работниками.
Расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя: тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда; средства, направляемые на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты в составе средств на оплату труда, которые формируются на договорной основе. Конкретный размер текущего премирования Отраслевым тарифным соглашением не установлен.
При этом минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации, приведенных в Приложении № 2 к Отраслевому тарифному соглашению. Для заявителя, как для организации коммунального теплоснабжения по обслуживанию тепловых сетей и котельных коэффициент установлен в размере 1,4.
Согласно расчету расходов на оплату труда ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год по форме П-1.16, представленному Департаментом в соответствии с определением суда, тарифная ставка рабочего 1 разряда определена ответчиком в размере 4 473 руб., коэффициент особенностей работ 1,4, что соответствует Отраслевому тарифному соглашению.
Довод заявителя о том, что Департамент неправомерно снизил процент выплат с 60 %, указанных Обществом до 11%, суд признал необоснованным в силу следующего.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 2.8.2 Отраслевого тарифного соглашения средства, направляемые на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты в составе средств на оплату труда, формируются работодателем на договорной основе. Обществом при установлении тарифов на тепловую энергию на 2012 год коллективный договор, положение о доплатах и надбавках, положение о премировании Департаменту представлены не были, в связи с чем, Департаментом был взят средний процент доплат для подобной категории предприятий в среднем по субъекту - Магаданской области.
При определении нормативной численности Общества Департамент также учел тот факт, что на протяжении нескольких лет фактическая численность основного производственного персонала Общества значительно ниже численности принятой в тарифе (в 2008 году принято 198 чел., факт 144; в 2009 году принято 215, факт 151; в 2010 году принято 215, факт 112,9; в 2011 году принято 215 факт 133), при этом ежегодно фонд оплаты труда в полном объеме не осваивается. В связи с чем, судом признается обоснованным вывод ответчика о завышении Обществом расходов по фонду оплаты труда и о несоответствии указанных расходов критерию экономической обоснованности.
Кроме того, в силу положения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона О теплоснабжении одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Установление тарифов на тепловую энергию в соответствии с предельным максимальным уровнем тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, является одним из способов обеспечения доступности данного вида энергии для потребителей, что служит достижению баланса интересов как потребителей, так и энергоснабжающих организаций.
Приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Магаданской области со следующей календарной разбивкой: с 01.01.2012г. по 30.06.2012г. - 100,0%; с 01.07.2012г. по 31.08.2012г. - 106,0%; с 01.09.2012г. по 31.12.2012г. - 105,5%, но не выше 111,8 % по отношению к декабрю 2011г.
Планируемый Обществом среднегодовой тариф на 2012 год составлял 3 410 руб./Гкал (без НДС), с ростом 140,1%, что значительно превышает максимальную величину роста тарифов, установленную ФСТ РФ.
Также не может быть принят судом довод заявителя о том, что Департамент в силу положений части 7 статьи 10 Закона О теплоснабжении должен был обратиться в Федеральную службу по тарифам для установления тарифов Общества на уровне выше максимального, поскольку в силу части 5 статьи 10 Закона О теплоснабжении предельные (минимальные и максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации, соответственно и предварительное согласование предусмотрено названным законом только в случае, превышения установленного ФСТ России максимального уровня тарифов в целом по субъекту РФ, а не в отношении отдельного предприятия.
Аналогичная правовая позиция отражена в решении Арбитражного суда Магаданской области от 04.05.2011 по делу № А37-109/2011.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона О теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что нормы указанных федеральных законов об установлении органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов уровня тарифов на тепловую энергию в пределах максимального уровня установленного ФСТ России являются императивными и не могут быть изменены произвольно по воле участников правоотношений.
Иное означало бы самовольное установление тарифов без учета ограничений, определенных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в нарушение принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Именно при применении Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказа ФСТ России от 06.10.2011 № 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год", Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ в их системной связи, должен быть достигнут баланс интересов, как потребителей, так и энергоснабжающих организаций.
Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении данного дела.
На основании вышеизложенного, судом установлено, что оспариваемый приказ Департамента № 47-1/э от 21.12.2011 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год", соответствует требованиям пунктов 2, 3 и 8 части 1 статьи 7, части 2 статьи 9, части 7 статьи 10 Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со статьей 176 АПК РФ датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180 - 182, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Признать приказ Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области от 21.12.2011 № 47-1/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2012 год", соответствующим Федеральному Закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
2. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в месячный срок со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Магаданской области.

Председательствующий
Е.А.АДАРКИНА

Судьи
А.В.КУШНИРЕНКО
В.В.ЛИПИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru