МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. № 16-Д
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОКУРОРА ГОРОДА МАГАДАНА ОБ УСТРАНЕНИИ
НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ,
А ТАКЖЕ ВЫЯВЛЕННЫХ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение о жилищном фонде коммерческого использования, находящегося в собственности муниципального образования "Город Магадан" утверждено решением Магаданской городской Думы № 136-Д от 4 декабря 2009 года, а не от 14 сентября 2009 года.
Рассмотрев представление прокурора города Магадана от 13 февраля 2013 года об устранении нарушений требований федерального законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, а также выявленных коррупциогенных факторов в Положении
о жилищном фонде коммерческого использования, находящегося в собственности муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14 сентября 2009 года № 136-Д, на основании пункта 3 статьи 22
, статьи 24
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", руководствуясь статьями 31
, 45
Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:
1. Признать представление прокурора города Магадана об устранении нарушений требований федерального законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг, а также выявленных коррупциогенных факторов в Положении
о жилищном фонде коммерческого использования, находящегося в собственности муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14 сентября 2009 года № 136-Д, частично обоснованным.
2. Признать необоснованным представление прокурора города Магадана в части несоответствия пунктов 6.1
, 6.2
Положения о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования "Город Магадан", подпункту 4 пункта 3 статьи 19
Жилищного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 19
Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд коммерческого использования составляют как жилые помещения, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, так и жилые помещения, которые предоставлены гражданам по иным договорам. Поскольку коммерческое использование жилищного фонда предполагает получение дохода в местный бюджет от использования жилищного фонда, то следует полагать, что доход от предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования может быть получен как в результате передачи их гражданам на условиях возмездного пользования, так и по иным договорам, в том числе купли-продажи.
Также следует отметить, что классификация жилищных фондов по цели использования, данная в статье 19
Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет констатировать, что жилое помещение относится к определенному виду фонда именно по его фактическому использованию в определенный временной интервал. Таким образом, в случае использования жилого помещения по договору коммерческого найма - фонд относится к коммерческому, в случае использования жилого помещения по договору социального найма - к социальному.
В этой связи, в случае расторжения договора коммерческого найма в рамках пункта 6.1
Положения о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования "Город Магадан", данное жилое помещение может быть отнесено только к виду фонда по форме собственности (в данном случае муниципальная), а поскольку оно никак не используется - то и считать его фондом ни социального, ни коммерческого, ни иного использования не представляется возможным. Принимая во внимание, что федеральным законодательством не предусмотрена обязанность заключения муниципальным образованием договора исключительно коммерческого или социального найма с гражданином в случае расторжения аналогичных договоров, муниципальное образование правомочно распоряжаться таким жилым помещением по своему усмотрению, так как последнее является собственностью муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 130
Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В силу части 1 статьи 132
Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
К вопросам местного значения городского округа частью 1 статьи 16
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) отнесены, в частности: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 51
Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 2 статьи 51
Закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Частью 2 статьи 209
Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что законодательством не установлен запрет на отчуждение органами местного самоуправления жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, на основании возмездных гражданско-правовых договоров, вывод прокурора о противоречии пунктов 6.1
, 6.2
Положения о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования "Город Магадан" требованиям Жилищного кодекса
РФ необоснован.
3. Привести Положение
о жилищном фонде коммерческого использования, находящимся в собственности муниципального образования "Город Магадан" в соответствие с действующим федеральным законодательством, регулирующего предоставление муниципальных услуг, и устранить коррупциогенные факторы путем внесения соответствующих изменений отдельным решением городской Думы.
4. Копию настоящего решения направить прокурору города Магадана.
5. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.
Председатель
Магаданской городской Думы
А.А.ПОПОВ