АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2011 г. по делу № А37-109/2011
Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 04.05.2011 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Липина В.В., судей Адаркиной Е.А.. Кушниренко А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 62
дело по заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" к Департаменту цен и тарифов Администрации Магаданской области о признании приказа
от 09.11.2010 № 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" недействующим
при участии представителей:
от заявителя - В.Н.А., начальник юридического отдела, доверенность от 11.01.2011 № 1-1/2011; К.Т.Я., начальник планово-экономического отдела, доверенность от 15.02.2011 № 11-2/2011;
от ответчика - Б.Е.А., главный специалист по контрольно-правовой работе отдела регулирования тарифов в ЖКХ и социальной сфере, доверенность от 15.02.2011 № 361;
Р.Н.И., консультант отдела регулирования тарифов в энергетике, доверенность от 26.04.2011 № 829;
установил:
Заявитель, муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" (далее также - МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть"), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействующим приказа
Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области (далее - Департамент) от 09.11.2010 № 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть", как несоответствующего требованиям абз. 7 ст. 4
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 8 ч. 1 ст. 7
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Представители заявителя, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении от 20.01.2011 № 1-3/196, дополнительном пояснении от 23.03.2011 № 1-3/860, возражениям от 07.04.2011, дополнительном пояснении от 13.04.2011, дали пояснения по существу заявленных требований, приобщили к материалам дела дополнительные документы, обосновывающие заявленные требования.
В частности представители заявителя пояснили, что оспариваемый приказ
Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 09.11.2010 № 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" не соответствует требованиям абз. 8 ст. 4
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 8 ч. 1 ст. 7
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 27
Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Представители ответчика, в судебном заседании заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве от 16.02.2011 № 366, дополнении к отзыву от 14.03.2011 № 513, дополнительных пояснениях от 05.04.2011 № 655, от 13.04.2011 № 723 и от 25.04.2011 № 827, дали пояснения по существу возражений, полагают, что оспариваемый нормативный акт соответствует положениям абз. 8 ст. 4
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 8 ч. 1 ст. 7
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования не правомерными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенного следует, что нормативный правовой акт может быть признан недействующим только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; нарушение этим актом прав и интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением, а также незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194
АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194
АПК РФ).
В силу ч. 6 ст. 194
АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Однако, вышеуказанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него ч. 1 ст. 65
АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что заявитель, МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" 15.06.2009 зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в качестве юридического лица, ОГРН 1094910001581, ИНН 4901008242, является действующим юридическим лицом. Основным видом деятельности заявителя является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (т. 1 л.д. 28-38).
09.11.2010 Департаментом цен и тарифов Администрации Магаданской области издан приказ
№ 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" (т. 1 л.д. 13-15), которым в соответствии с ФЗ
РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлением
Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказом
ФСТ России от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2011 год", Постановлением
администрации Магаданской области от 20.11.2006 № 420-па "Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов администрации Магаданской области ", а также учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на Правлении департамента цен и тарифов администрации Магаданской области (протокол от 09.11.2010 № 17-П), для МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" установлен на 2011 год объем финансовых средств на осуществление деятельности по производству, распределению и сбыту тепловой энергии в сумме 197148,96 тыс. руб. (без НДС) с распределением по статьям затрат согласно приложению 1 к Приказу, а также установлен и введен в действие с 01.01.2011 тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" в размере 2694,75 руб./Гкал (без НДС) согласно приложению 2
к Приказу.
Оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку затрагивает интересы неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действуют в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Опубликован в издании "Магаданская правда", № 132 от 24.11.2010 (т. 1 л.д. 19-21).
Возможность и необходимость государственного регулирования цен установлена пунктом "ж" ст. 71
Конституции РФ, согласно которому установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424
Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со ст. 2
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (далее - ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ), действовавшем на момент издания оспариваемого приказа, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством РФ, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством РФ, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающи ми организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
В соответствии с п. 1
Постановления Администрации Магаданской области от 25.01.2007 № 12-па "О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области", п. 1.1
Положения о Департаменте цен и тарифов администрации Магаданской области, утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 20.11.2006 № 420-па, Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 3.2
. указанного Положения о Департаменте, Департамент на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, законов Магаданской области, нормативных правовых актов губернатора Магаданской области и администрации Магаданской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленных сферах деятельности, в частности решения по установлению регулируемых цен и тарифов, включая надбавки.
В силу п. 3.3
. Положения Департамент определяет методы регулирования цен и тарифов на товары и услуги регулируемых организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Магаданской области.
На основании и в порядке, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и Магаданской области, устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (п. 3.15
Положения).
В соответствии со ст. 6
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемый приказ
от 09.11.2010 № 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" издан уполномоченным органом и в пределах предоставленных полномочий.
Одним из принципов государственного регулирования тарифов, в соответствии с абз. 8 ст. 4
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ, в частности является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Аналогичное положение предусмотрено и п. 8 ч. 1 ст. 7
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с п. 27
Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В судебном заседании установлено, что заявитель присоединился к Отраслевому тарифному соглашению
в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы (т. 1 л.д. 106). Соглашением
от 19.02.2010 действие Отраслевого тарифного соглашения
в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы продлено с 01.01.2011 до 01.01.2014 (т. 1 л.д. 22, 23).
В соответствии с п. 2.7
Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, расходы работодателей на оплату труда работников и иные расходы, обусловленные трудовыми отношениями, для включения в тарифы формируются с учетом:
а) расходов (средств) на оплату труда;
б) иных расходов, связанных с производством и реализацией продукции и услуг;
в) расходов, связанных с исполнением условий настоящего Соглашения;
г) расходов, предусмотренных иными документами, регулирующими отношения между работодателями и работниками.
В соответствии с Соглашением об установлении базовой месячной тарифной ставки по оплате труда рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства, газификации, эксплуатации газового хозяйства на 2011 год в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2011-2013 годы от 09.06.2010, п. 2.3
Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, с 01.01.2011 базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства, газификации, эксплуатации газового хозяйства РФ установлена в размере не ниже 4 200,00 руб.
При этом минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации, приведенных в Приложении № 2
к Отраслевому тарифному соглашению. Для заявителя, как для организации коммунального теплоснабжения по обслуживанию тепловых сетей и котельных коэффициент установлен в размере 1,4.
Согласно ст. 5
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ в области государственного регулирования тарифов Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в числе прочего устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке; утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию; устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Правительство РФ определяет объем полномочий федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов в пределах полномочий, определенных настоящей статьей, а также другими федеральными законами.
В соответствии с Положением
о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце имеется в виду Приказ ФСТ России от 07.10.2010 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2011 год" № 244-э/2, а не № 24-э/2.
Приказом
ФСТ России от 07.10.2010 № 24-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2011 год", установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Магаданской области в размере 112%.
Судом установлено и не оспаривается представителями заявителя, что приказом
Департамента № 17-3/э от 09.11.2010 "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" для МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" на 2011 год установлен объем финансовых средств на осуществление деятельности по производству, распределению и сбыту тепловой энергии в сумме 197148,96 тыс. руб. (без НДС) с ростом относительно 2010 года в 112,5% и тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" в размере 2694,75 руб./Гкал (без НДС) с ростом в 114,4% относительно 2010 года.
Следовательно, Департаментом, применены при расчете объема финансовых средств заявителю на 2011 год индексы роста от 112,5% до 114,4%, выше допустимой величины 112% установленной приказом
ФСТ России от 07.10.2010 № 24-э/2.
В Департамент заявитель предоставил для утверждения тарифов на 2011 г. расчет объема финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности по производству, распределению и сбыту тепловой энергии, в сумме 241075,75 тыс. руб. (в том числе затраты, относимые на себестоимость в сумме 240329,29 тыс. руб. и необходимую прибыль в сумме 746,5 тыс. руб.). При этом планируемый заявителем тариф, составляет 3076,35 руб./Гкал (без НДС), с ростом 130,5% относительно действующего.
Также в судебном заседании установлено, что согласно форме статистической отчетности № П-4
за 2010 год штатное расписание заявителя замещено на 92,7% и фактическая численность работников МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" составила 110,8 чел. против штатной численности 119,5 чел., принятой при формировании тарифа на тепловую энергию на 2010 год.
Из сравнительного анализа численности и заработной платы МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть", представленного ответчиком следует, что в тарифе на тепловую энергию на 2011 год Департаментом учтен фонд оплаты труда персонала МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" в размере 41081,74 тыс. руб. исходя из штатной численности 119,5 человек и среднемесячной заработной платы 28648,4 руб. на человека, с ростом по отношению к 2010 году - 107,9%, т.е. в рамках рекомендованных Минэкономразвития России индексов - дефляторов на 2011 год. При приведении расходов на оплату труда к фактически достигнутой в 2010 году численности работников средняя зарплата на 2011 год составит 30897,8 руб. на чел., рост по отношению к 2010 году - 116,4%, что выше индекса потребительских цен 2011/2010 годы - 107,9%.
Таким образом, из пояснений представителей ответчика в судебном заседании, и представленных в материалы дела доказательств установлено, что при установлении заявителю тарифов на тепловую энергию на 2011 год, Департаментом учитывалось Отраслевое тарифное соглашение
в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, поскольку тариф рассчитан исходя из базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства - 4 200,00 руб., с применением коэффициента особенностей работ в размере 1,4, что составляет 5 880,00 руб., а также средств, направляемых на премирование работников, выплат по районному коэффициенту и северных надбавок, доплат, надбавок и других выплат в составе средств на оплату труда, которые формируются на договорной основе, что предусмотрено п. 2.8
Отраслевого тарифного соглашения.
Судом установлено, что заявителем при расчете расходов на оплату труда учитываемого в общехозяйственных расходах, вспомогательного персонала, основного производственного персонала (т. 1 л.д. 25-27) предусмотрено текущее премирование в размере от 40,4% до 43,12%, в то время как Департаментом принято при установлении тарифов премирование в размере 9%. При этом конкретный размер текущего премирования Отраслевым тарифным соглашением
не установлен.
В связи с чем, довод заявителя о том, что при издании Департаментом приказа
от 09.11.2010 № 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" не было учтено Отраслевое тарифное соглашение
в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, оценивается судом критически и признается необоснованным.
В судебном заседании установлено, что одним из основных принципов государственного регулирования тарифов, установленных ст. 4
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ является обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии.
Аналогичное положение предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 3
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей является одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения.
Установление тарифов на тепловую энергию в соответствии с предельным максимальным уровнем тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, является одним из способов обеспечения доступности данного вида энергии для потребителей, что служит достижению баланса интересов как потребителей, так и энергоснабжающих организаций.
Довод представителей заявителя о том, что у Департамента имелась возможность установить тарифы на тепловую энергию на уровне выше максимального, установленного приказом
ФСТ России от 07.10.2010 № 24-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2011 год", для чего Департамент должен был в соответствии с п. 7 ст. 10
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" в установленном порядке обратиться за согласованием в ФСТ России, признается судом ошибочным, поскольку данная норма вступила в законную силу с 01.01.2011, в то время как оспариваемый приказ издан 09.11.2010, т.е до ее вступления в законную силу.
Кроме того, решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального уровня, установленного ФСТ России, и подлежащее предварительному согласованию с ФСТ России, предусмотрено названным законом только в случае, превышения установленного ФСТ России максимального уровня тарифов в целом по субъекту РФ, а не в отношении отдельного конкретного предприятия.
Напротив, в соответствии с положениями ст. 2
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством РФ, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
В соответствии с ч. 3 ст. 7
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8
настоящего Федерального закона, а именно тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (п. 4 ч. 1 ст. 8)
.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что нормы названных федеральных законов об установлении органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов уровня тарифов на тепловую энергию в пределах максимального уровня установленного ФСТ России являются императивными и не могут быть изменены по воле участников правоотношений.
Иное означало бы самовольное установление тарифов без учета ограничений, определенных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в нарушение принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Именно при применении ФЗ
РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", ФЗ
РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановления
Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказа
ФСТ России от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2011 год", Отраслевого тарифного соглашения
в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ в их системной связи должен быть достигнут баланс интересов, как потребителей, так и энергоснабжающих организаций.
Как установлено ст. 71
АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность вынесенного решения.
На основании вышеизложенного, судом установлено, что оспариваемый приказ
Департамента от 09.11.2010 № 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть", соответствует требованиям абз. 8 ст. 4
ФЗ РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", и п. 8 ч. 1 ст. 7
ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со ст. 176
АПК РФ датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме - 04.05.2011.
Руководствуясь ст. ст. 167
- 170
, 176
, 180
- 182
, 194
, 195
, 196
АПК РФ, арбитражный суд
решил:
1. Отказать муниципальному унитарному предприятию муниципального образования "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть" в удовлетворении заявленных требований.
2. Признать приказ
Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области от 09.11.2010 № 17-3/э "Об установлении на 2011 год тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую МУП МО "поселок Ола" "Ола-Электротеплосеть", соответствующим Федеральным законам Российской Федерации от 14.04.1995 № 41-ФЗ
"О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и от 27.07.2010 № 190-ФЗ
"О теплоснабжении".
3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в месячный срок со дня его принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.
Председательствующий
В.В.ЛИПИН
Судьи
Е.А.АДАРКИНА
А.В.КУШНИРЕНКО